Soft skills: гибкость, а не мягкость

С одной стороны, ажиотаж вокруг «гибких навыков» радует (по крайней мере, специалистов доп. образования, которые уже давно занимаются проведением навыковых тренингов). Однако вместе с ростом популярности понятия возрастает риск «заболтать», исказить, излишне упростить действительно актуальную и глубокую тему.

  •  «…мягкие навыки» — это личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми»
  •  «…для работодателей важны не только профессиональные навыки, но и дополнительные знания и умения, которые невозможно получить в университете: креативность, ответственность, учтивость и многие другие. Их называют «мягкими навыками» — soft skills»
  • «…Soft skills относятся не к рабочим, а жизненным навыкам…»

Читайте также:

Soft skills: как эмоции, ценности и общение двигают общество вперёд

Возникновение новых реалий (предметов и явлений) всегда требует от нас того, чтобы мы давали им названия. Мы назвали комплекс навыков «soft skills» для того, чтобы выделить его из среды и изучить. 

Но чтобы качественно интегрировать soft skills в российские реалии, очень важно следить за правильностью перевода и употребления этого названия и не допустить смешения качеств с навыками, «личностного» с «жизненным» и «надпрофессиональным».

Мы, конечно можем продолжить создавать десятки разных названий, трактовок и «птичьих языков», но от этого никто сильно в теме не продвинется. Чтобы углубиться в тему, очень важно дать чёткую, логически-непротиворечивую трактовку, зафиксировать термин, который отражает суть. 

Если каждый эксперт будет давать своё определение, ни у кого так и не сложится единого понимания. В результате можно повторить сценарий басни Крылова или же уподобиться строителям, которые никак не могут решить, по какому чертежу закладывать фундамент здания. 

Судя по различным оценкам и прогнозам, в XXI веке нам с вами нужно будет жить в сооружении под названием «soft skills», поэтому давайте сразу убедимся, что чертёж верен, утверждён, и фундамент закладывается в строгом соответствии с ним.

Изначально у специалистов, изучающих эту тему, было понимание того, что профессиональный успех и высокая продуктивность — это возникающие свойства, то есть по-настоящему прорывные результаты человек (или команда) показывает тогда, когда несколько навыков образуют комплекс и начинают усиливать друг друга, давать синергетический эффект. 

«Выступающий не только мастерски общался с аудиторией, но ещё и чувствовал её эмоцию, говорил о том, что вызывало волнение и вдохновение у всех присутствующих…»

Читайте также:

Soft skills, или неакадемические навыки для жизненного успеха

Вне зависимости от того, где вы работаете, вам крайне важно уметь находить общий язык с людьми, быть стрессоустойчивым, системно мыслить и решать проблемы, управлять эмоциями и задавать вопросы. Soft skills — это многоцелевые навыки, которые важны вне зависимости от профессии и сферы. Для них характерна универсальность.

В масштабном исследовании «Форсайт Компетенций 2030» эксперты Сколково также использовали понятие «надпрофессиональные навыки», отметив, что данные навыки являются универсальными и важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение ими позволяет работнику повысить эффективность работы в своей отрасли, а также даёт возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность (в англоязычных источниках о soft skills можно встретить термин «employability», иначе говоря, «трудоустраиваемость»).

Если в прошлом веке особенно ценилось умение человека выполнять строго определенную рабочую функцию и занимать своё место в системе разделения труда, то сегодня, как никогда ранее, от людей требуется умение кооперироваться и взаимодействовать «на равных», в горизонтальных структурах.

Для создания большинства товаров и услуг сегодня требуется кооперация профессионалов из разных областей. Такая кооперация возможна лишь на основе развитых soft skills.

Читайте также:

Науки и искусства должны быть свободными

  • Коммуникация. Пресловутая «коммуникабельность», которая давным-давно стала хитом резюме, на самом деле не ограничивается умением «договариваться» и «находить общий язык». Сюда также включены: умение общаться в соответствии со статусами и ролями собеседника; использование и считывание «языка тела», умение считывать контекст, ситуацию и быть адекватным ей; умение грамотно начинать и завершать общение, подводить итоги разговора и резюмировать; уметь находить «точки соприкосновения» с собеседником, устанавливать устные соглашения и договоренности и много другое.
  • Сбор информации. Для адаптации на новом рабочем месте, для выявления потребностей клиента, для обучения новому необходимо уметь собирать информацию и вообще работать с ней: задавать точные вопросы, фиксировать информацию, представлять её в наглядном и понятном виде, а также уметь передать другим без искажений и упущений.
  • Эмоциональный интеллект. Ещё одна популярнейшая тема, которая сегодня набирает обороты и вызывает бурный интерес у компаний, правительств и просто обычных людей. Все хотят иметь «высокий EQ», но что это значит? Ещё в 1990 г. Саловей и Майер выделили конкретные компоненты EQ, среди которых есть умение распознавать эмоции, различать их между собой, уметь выражать эмоции, когда нужно, называть их, уметь говорить о них; регуляция как своих, так и чужих эмоций; умение замечать и вовремя использовать эмоции для того, чтобы, например, придумать нечто новое или заняться планированием — то есть использовать эмоцию для выполнения своих задач.
  • Аргументация. Умение сформулировать свою позицию, точку зрения, уметь донести её понятно и убедительно, отстоять её, умение обнаруживать противоречия, формулировать аргументы «за» и «против»: всё это составляющие так называемого критического мышления, которое составляет суть многих профессий: бухгалтер, адвокат, предприниматель, журналист, учёный, политик и др.
  • Мотивация и самомотивация. Мотивация — основа здорового бизнеса, творчества, сервиса и вообще любой другой деятельности. Умение мотивировать себя, знать как устроена и отличается мотивация разных людей, понимать их мотивы и намерения, использовать знание о ценностях и потребностях людей для влияния на общую и индивидуальную продуктивность — всё это важные навыки, которые также не имеют строго определенной сферы использования.
  • Мышление «результатами» и «процессами». Для эффективной работы в любой сфере вам так или иначе придётся уметь ставить понятные и достижимые цели, раскладывать их на составляющие, искать и находить ресурсы для их достижения. Помимо этого, важно обладать инструментами улучшения собственной деятельности. Для этого нужно уметь видеть структуру любого процесса, менять способы достижения целей, выстраивать каналы получения обратной связи и вовремя переходить от одного процесса к другому без отвлечения и прокрастинации.
  • Системное мышление. Анализ сложных объектов, учёт взаимовлияния разных факторов, использование знаний об особенностях сложных систем — всё это также указывают в требованиях к кандидатам на всё большее количество должностей. И не зря.
  • Решение проблем и конфликтов. Везде, где есть цели, также есть препятствия и проблемы на пути к ним. Везде, где трудятся вместе двое и более человек, требуется понимание того, как разрешать конфликтные ситуации, находить способы реализовать интересы обоих сторон, умение действительно вникать в точку зрения другого и находить взаимовыигрышные решения — ещё один навык, который важен в любой сфере и на любой работе.

На мой взгляд, именно «гибкость» является подходящим словом. Оно уже укоренилось в современной культуре как обозначение «адаптивности», «упругости», «эластичности» и других полезных свойств. То же самое не всегда можно сказать о слове «мягкость».

Примеры употребления:

ТАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

«В XXI веке компании активно инвестируют в развитие гибких навыков своих сотрудников…»

ТАК ГОВОРИТЬ НЕПРАВИЛЬНО

«Мягкие навыки — это качества человека, которые определяют его успех в жизни и отвечают за межличностное общение, эмоции и креативность…»

В следующей статье я расскажу о коммуникации как гибком навыке, о том, как действительно услышать и понять другого человека, а не просто активно кивать.

Внештатный автор
Владимир Васильев
Я работаю в WOODROOT. Это образовательная платформа. Там мы создаём и проводим курсы, тренинги и воркшопы, мозговые штурмы и консалтинг для людей и компаний. Пишу блог о самообразовании, поиске себя и продуктивности.

Просветительский медиа-проект об образовании, посвящённый самым актуальным и полезным концепциям, теориям и методикам, технологиям и исследованиям, продуктам и сервисам. Мы говорим о том, как развиваются и изменяются образование и наука.
Копирование материалов возможно только с разрешения редакции Newtonew.