Развиваем познавательные способности детей 5-ти лет»

К  5-6  годам дошкольного возраста действия восприятия становятся достаточно организованными и эффективными, чтобы дать сравнительно полное представление о предмете. Образ предмета все более дифференцируется, приближается к реальному предмету, обогащается названием его свойств и качеств, информацией о возможных разновидностях предмета. Ребенок начинает быстро узнавать знакомые предметы, замечает их различия и сходство, выполняя при этом основные действия в уме. Действия, которые выполняются в уме, создают условия для формирования мышления.

Формировать представления о: – геометрических формах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник) и телах (шар, конус, куб, цилиндр, ромб, кирпич, брусок, пластина, призма); – плоскостных и объемных фигурах.

— Развивать интерес к созерцанию предмета, делая его объектом специального рассмотрения, к восприятию целостного облика предмета, учить выделять в нем форму. —Формировать умения: – преобразовывать плоскостной материал из одной формы в другие (лист бумаги прямоугольной формы в квадрат и треугольник) – изменять конструкции из плоскостного материала в объемные формы (квадрат и прямоугольник — в цилиндр, круг — в конус, квадрат — в куб);

Формировать представления о: – цветах спектра (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, оранжевый, голубой, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, сиреневый); – хроматических и ахроматических цветах; – особенностях расположения цветовых тонов в спектре; – светлости цвета (степень близости данного цвета к белому) и его насыщенности (степень чистоты); – понятии «сочетание цветов».

 Для этой цели,  хорошо подойдут сюрпризные моменты (черный ящик с предметом для исследования внутри, который нужно отгадать;  схема комнаты, где спрятаны сокровища  пиратов и их нужно оттыскать; необычная вещь, которой нужно найти применение; присланное письмо с просьбой  помочь сказочному герою).    

Дошкольник начинает осмысленно изучать различные процессы, происходящие вокруг него. Он учится анализировать и сопоставлять факты, делает выводы. Он замечает необычные для него объекты и находит новое для себя. Все это способствует развитию исследовательской деятельности ребёнка.

Когда ребёнок усвоил новую информацию или научился что-то делать, у него возникает огромное желание поделиться этим со всем миром. На этом этапе задача родителей показать ребёнку, где проходит грань между интересным и познавательным общением и хвастовством.

Родители должны подбирать для игры с ребёнком такие игры, которые могут быть элементарными, на первый взгляд, и, не требующими никаких дополнительных предметов. Например, на развитие внимания существуют  короткие загадки: «В семье 4 сына, у каждого мальчика по одной сестре. Вопрос: сколько всего детей живёт в этой семье?» Такие элементарные вопросы могут заставить задуматься не только ребёнка, но и не самых внимательных взрослых. Самый очевидный, на первый взгляд, ответ не всегда оказывается верным.

Как правило, дети не страдают от недостатка желания узнать, как что-то устроено. Но когда он изучил все, до чего смог дотянуться, настало время родителей показать ребёнку что-то новое. Одинаково новым для ребёнка будет и устройство вселенной, и принцип работы холодильника. Может показаться, что это слишком сложные темы для дошкольника, но ребёнок заранее не ограничивает себя предубеждениями, что это непонятно или невозможно. Для него это бесконечно интересно, он не пугается от обилия новой информации. (пример с подготовкой билетов в институт)

Самое большое препятствие в развитии познавательных способностей у дошкольников – это детская неусидчивость. Ребёнку сложно сосредоточить все своё внимание на чем-то одном, его то и дело что-то отвлекает. Он только что сел рисовать, но вот на кухне упала на пол вилка. Звук упавшей вилки заинтересовал ребёнка, и он быстро отвлёкся от рисования.

 А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Активизировать познавательную деятельность помогут нестандартные задания. Они вызывают у детей желание включиться  в активный поиск  решения  проблемы. Например, назвать как можно больше различных способов использования хорошо известного детям предмета (книги, свечи).

 Для детей дошкольного возраста основным процессом усвоения новых знаний, навыков или умений является игра. Задача взрослого поощрять стремление ребёнка к развитию, не забывая при этом контролировать каждое его действие, чтобы дошкольник не причинил себе или окружающим вреда.