Требования к профессиональным и личностным качествам преподавателя (учителя, тренера), участвующего в процессе ФВ

(состоит в совершенствовании всех физических, психических и умственных качеств человека), воспитательная (направлена на формирование и укрепление высоких нравственных целей и благородных стремлений), оздоровительно-гигиеническая (обусловлена в современных условиях стремлением к ЗОЖ), общекультурная (заключается в организации и заполнении свободного время полезными и увлекательными занятиями)[126]. Действительно, педагогическая деятельность преподавателя ФК, как в школе, так и внешкольной, внеклассной работе многогранна и связана с определенными сложностями, обусловленными постоянным изменением обстановки в спортивном зале, бассейне, на стадионе, использованием разнообразного спортивного инвентаря и оборудования. Педагогическое общение преподавателя (учителя, тренера) ФК предполагает умение работать как с классным коллективом учеников и спортивной группой школьников (на уроках ФК, занятиях в спортивных секциях, соревнованиях), так и с большими коллективами учащихся при проведении спортивно-массовых мероприятий, «дней здоровья», спортивных праздников и вечеров. В такой деятельности преподавателю (учителю, тренеру) необходимо обладать навыками общения с учениками, их родителями, учителями и руководством школы, представителями вышестоящих учреждений. Направленность содержания занятий по ФВ, без сомнения, должна быть посвящена решению образовательных, воспитательных, оздоровительных, тренировочных и соревновательных задач. Профессиональная компетентность преподавателя (учителя, тренера), его двигательная подготовленность, организаторские способности, нравственная, эстетическая, речевая культура, дидактические способности, коммуникативная культура во многом определяют положительный результат его деятельности.

Для преподавателей (учителей, тренеров) ФК в соответствующих нормативных государственных документах по организации и проведении образовательного, учебно-тренировочного процессов, спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий четко сформулированы учебно-педагогические задачи, которые должен знать преподаватель (учитель, тренер). Обширный круг целей и задач деятельности преподавателя физической культуры (учителя, тренера), без сомнения, предъявляет разнообразные высокие требования к личности педагога-специалиста.

К наиболее значимым профессиональным качествам преподавателя (учителя) ФК, которыми он должен обладать и которые в значительной степени определяют результативность образовательного, учебно-тренировочного и воспитательного процесса, обычно относят:

— подбирать разнообразные формы занятий с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уровня их физической подготовленности, состояния здоровья, а также социально-психологических особенностей;

К тому же преподаватель (учитель) ФК должен быть всесторонне подготовлен физически, обладать широким арсеналом двигательных способностей, умением управлять своими движениями, знать теорию и практику выполнения физических упражнений. Хорошая спортивно-практическая подготовленность определяет эффективность и качество учебно-воспитательного процесса. Знание предмета изнутри, основанное на спортивной квалификации и личном опыте, представляют базу для творчества преподавателя, как по виду спорта, так и в методике его преподавания.

3. Общая образованность, основанная на знаниях естественных, гуманитарных и психолого-педагогических наук, которая позволяет преподавателю находить оптимальные подходы и способы ведения конкретной воспитательной работы с занимающимися.

4. Стойкие личностные нравственно-психологические качества: патриотизм, совесть, доброта, терпимость, выдержка, принципиальность, честность, справедливость, требовательность к себе и другим, скромность, тактичность (педагогический такт), ответственность, наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребёнка), целеустремленность, воля и т.д.

3. Низкий нравственный уровень, в частности, несправедливость, нечестность, беспринципность, отсутствие доброты и гуманности, безволие, эгоизм, высокомерие, небрежность, грубость и подобные нравственно-эстетические качества[129].

Преподаватель (учитель) ФК, таким образом, должен обладать культурой педагогического общения, которая в силу своей специфики может иметь определенные отличия от соответствующей культуры других педагогов-специалистов. Культура педагогического общения предполагает:

Преподавательское мастерство, в конечном итоге, характеризуется творчеством, изобретательностью, находчивостью, наблюдательностью, внимательностью, воображением, высокой организованностью и инициативностью, умением владеть собой, координацией движений, постоянным совершенствованием содержания и форм своей деятельности, знанием своего предмета и методов воспитательной работы и т.д. Преподавателю (учителю) ФК необходимо правильно понимать и обязательно учитывать в своей деятельности мотивацию, интересы обучающихся к физкультурно-спортивной деятельности[130].