Дистанционные курсы

  • рассмотреть влияние полового созревания организма на психические и физические отклонения у подростка;
  • показать взаимосвязь стилей взаимоотношения подростков с родителями и эмоционального состояния подростка.
    1. Вступление.
    2. Анатомо-физиологические особенности подростков.
    3. Влияние полового созревания организма на психические и физические отклонения у подростка.
    4. Эмоциональная сфера подростков.
    5. Влияние семьи на психологическое состояние подростка.
    6. Стили взаимоотношений подростков с родителями.
    7. Советы родителям.
    8. Информационные источники.

    Подросток – не маленькая копия взрослого человека. Его развитие сопровождается изменениями в организме, которые имеют количественные и качественные показатели и зависят как от биологических, так и от социальных факторов. Каждому возрасту присущи свои особенности.

    В нашей стране сложилась система условного разделения школьного периода детства на следующие возрастные группы: младший школьный возраст (дети 7–10 лет – ученики 1–3-х классов), средний школьный возраст (подростки 11–15 лет – ученики 4–9-х классов), старший школьный возраст (юноши и девушки 16–17 лет – ученики 10–11-х классов).

    Прирост массы и длины тела. Мальчики отстают в темпах прироста массы и длины тела от девочек на 1–2 года. Еще не закончен процесс окостенения. Длина тела увеличивается в основном за счет роста туловища. Мышечные волокна, развиваясь, не успевают за ростом трубчатых костей в длину. Изменяются состояние натяжения мышц и пропорции тела. Мышечная масса после 13–14 лет у мальчиков увеличивается быстрее, чем у девочек. К 14-15 годам структура мышечных волокон приближается к зрелости.

    Кровеносные сосуды. Рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, поэтому повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление. Ток крови затруднен, нередко возникает одышка, появляется ощущение сдавленности в области сердца.

    Тип дыхания. Структура грудной клетки ограничивает движение ребер, потому дыхание частое и поверхностное, хотя легкие растут и дыхание совершенствуется. Увеличивается жизненная емкость легких, окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков – брюшной, у девочек – грудной.

    Чрезмерные нагрузки. В этом возрасте нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат. Они могут спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения.

    Половые различия. Половые различия мальчиков и девочек влияют на размеры тела и функциональные возможности организма. У девочек по сравнению с мальчиками формируется относительно длинное туловище, короткие ноги, массивный тазовый пояс. Все это снижает их возможности в беге, прыжках, метаниях по сравнению с мальчиками, но им лучше даются ритмичные и пластичные движения, упражнения в равновесии и на точность движений.

    Нервная система. Функциональное состояние нервной системы находится под усиленным влиянием желез внутренней секреции. Для подростков характерна повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, расстройство сна. Очень чутки подростки к несправедливым решениям, действиям. Внешние реакции по силе и характеру неадекватны вызывающим их раздражителям. Подростки очень чувствительны к оценкам взрослых, остро реагируют на какие-либо ущемления их достоинства, не терпят поучений, особенно длительных.

    1) В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка.
    2) На этом фоне типичны подростковые недомогания – беспричинные головокружения и головные боли, которые на самом деле обусловлены нарушением тонуса сосудов головного мозга.
    3) Распространены заболевания желудочно-кишечного тракта – гастриты, дуодениты – воспаление двенадцатиперстной кишки, язвенная болезнь. Нередки тучность и нарушения полового развития.
    4) Центральным психологическим новообразованием в этом возрасте становится формирование своеобразного чувства взрослости.

    Физическое возмужание дает школьнику ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
    5) Столкновение с реалиями жизни подчас приводит подростка к нервным срывам, крайним поступкам. Численность юных самоубийц находится на одном из первых мест среди возрастных категорий.

    1) большая эмоциональная возбудимость, что приводит подростка в состояние бурного проявления своих чувств. Подросток в этом возрасте отличаются вспыльчивостью, горячностью: они страстно берутся за интересное дело, отстаивают свои взгляды, готовы защищать себя и своих товарищей при малейшем несправедливом отношении со стороны взрослых;

    5) противоречивость чувств: часто подростки с жаром защищают своего товарища, хотя понимают, что тот достоин осуждения; обладая высокоразвитым чувством собственного достоинства, они могут заплакать от обиды, хотя и понимают, что плакать стыдно;

    Это проявляется по-разному: кому легко даётся учёба, считают, что и в любой работе они будут на высоте положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабоуспевающие ученики обычно указывают на какие-то другие свои достижения.

    Самым важными влиятельным в воспитании подростка была и остается родительская семья, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальные условия, род занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутренняя атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, формируя характер личности.

    1. Поведения подростков зависит от их семейных условий в настоящем или в прошлом. Но меняется характер этой зависимости. Так, если в прошлом школьная успеваемость ребёнка и продолжительность его обучения зависела главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования родителей.

    Демократический стиль. Наилучшие взаимоотношения с родителями складываются обычно при демократическом стиле воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

    – родители всегда объясняют мотивы своих требований и поощряют их обсуждение подростком;
    – власть используется ими в меру необходимости;
    – в ребёнке ценится не только послушание, но самостоятельность;
    – родители устанавливают правило и твёрдо приводят их в жизнь, но не считают себя непогрешимыми;
    – родители прислушиваются к мнению ребёнка, но не руководствуются только его желаниями.

    Авторитарный стиль. Авторитарный стиль вызывает отчуждение у детей от родителей, чувство своей незначительности и нежелательности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо апатию и пассивность.

    Попустительский стиль. Попустительский стиль воспитания вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные и незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и тем самым оставляют ребёнка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.

    Противоречия подросткового возраста не являются чем-то неизбежным, однако их невозможно обойти или совсем отодвинуть. Умелой воспитательной работой их можно сгладить, а не умелой – углубить, заострить, что приведет к конфликтам между всеми участниками воспитательного процесса.

    1. Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут и хитрить, обманывать, и бояться вас.
    2. Контролируйте успеваемость своих детей систематически в течение всего времени обучения.
    3. Систематически посещайте школу и получайте достоверную информацию от учителей и классного руководителя о посещаемости, успеваемости и поведении ваших детей.
    4. Никогда не подвергайте критике методы обучения и воспитания учителя в присутствии вашего ребенка.
    5. Не делайте поспешных выводов со слов ребенка. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемой.

    Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

    Почтовый адрес (для корреспонденции):
    ул. Киевская, 24,
    Москва,
    Россия,
    121165,
    ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»
    Фактический адрес (для посетителей):
    Москва,
    ул. Платовская, 4,
    «Первое сентября»

    Эл. почта: festival@1september.ru

    Телефон:
    +7 (495) 637-82-73 (доб. 5)